Архивисты к 100-летию со дня рождения певицы Елены Ивановны Грибовой

Грибова Е И.jpg


31 мая 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения певицы (меццо-сопрано), заслуженной артистки МАССР (1955), первой мордовки – солистки Государственного академического Большого театра (ГАБТ) Елены Ивановны Грибовой (Иглан).

В Центральном государственном архиве Республики Мордовия хранится личный фонд Елены Ивановны, переданный в 1991 г. из Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. В фонде представлены документы биографического характера, а также материалы, характеризующие творческую деятельность артистки. Особо ценными являются фотографии, на которых Грибова запечатлена вместе с такими корифеями Большого театра, как народные артисты СССР В.В. Барсова, М.П. Максакова, С.Я. Лемешев. Книга Гете «Страдания юного Вертера» с дарственной надписью Сергея Яковлевича с пожеланием Грибовой успешно сыграть роль возлюбленной Вертера – Шарлотты также находится в личном фонде артистки. Фотография народного артиста Республики Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» с автографом певца, хранящаяся в личном фонде Е.И. Грибовой, отнесена к уникальным документам ЦГА Республики Мордовия.

Родилась будущая солистка Большого театра в 1919 г. в пос. Камбулино Алтайского края. В воспоминаниях Елена Ивановна писала, что ее родители – отец Иван Куприянович и мать Анастасия Тимофеевна – мордва из с. Старославкино Петровского уезда Саратовской губернии. До революции 1917 г. мордовский народ – один из самых темных и бедных народов, населявших царскую Россию. Мордовская беднота уходила из своих нищих деревень на заработки. Отец Грибовой сразу после свадьбы переселился в Алтайский край, ведь от родителей в наследство он получил лишь деревянную ложку и чашку. Несмотря на переселение, традиции своего народа всегда соблюдались в семье Грибовых, и дети знали родной язык. Сама Елена Ивановна представлялась как Иглан Грибова, в автобиографии она пояснила, что Иглан – «это старинное мордовское имя, которого нет в православных святцах, так ее называли родители, а затем поклонники и близкие». В семье Елена была десятым ребенком, мать родила ее в возрасте 52 лет. Отец был неплохим печником, имел четырехклассное образование. 25 лет он пропел в церкви, т.к. у него был хороший тенор. С шести лет начал брать с собой в церковь любимую младшую дочь Елену. По воспоминаниям Грибовой, у других сестер тоже были красивые голоса, и они часто в детстве вместе пели. В 1926 г. отец отвез Елену с братом учиться в Алма-Ату, т.к. он понимал важность образования. Елена училась хорошо, пела в церковном хоре. Закончив 9 классов, в 1935 г. она приехала учиться в Москву. В Москве Грибова поступила в музыкально-драматическое училище им. А.К. Глазунова. Вокалом занималась у преподавателя Елены Дмитриевны Бородачевой, ставшей для нее второй матерью. Как признавалась Елена Ивановна, Бородачева – сердечная, чуткая женщина, которая помогала ей мудрыми советами, давала денег на еду, ведь студенческие годы запомнились Грибовой постоянным желанием поесть. Чтобы прокормиться, будущая артистка днем занималась, а ночью снималась в массовых сценах. Кроме постоянного недоедания, приходилось испытывать и другие бытовые сложности. Елена жила в общежитии, в бараке, в котором зимой было настолько холодно, что за ночь вода в чайнике превращалась в лед. Чтобы не замерзнуть, студенты сдвигали кровати, ложились все рядом. В 1941 г. Елена Ивановна защитила диплом на отлично, получив звание солистки-артистки оперы и оперетты. Аттестат об окончании училища им. Глазунова хранится в личном фонде певицы. Грибова получила предложение ехать в Куйбышевский театр оперы, балета и музыкальной комедии, но ее мечтой был Большой театр. С 6 июня 1941 г. она стала солисткой Куйбышевского театра, в котором ее окружили добрые и талантливые руководители, среди них – директор театра И.Ф. Демидов, главный режиссер И.Н. Просторов. В этом театре она сыграла Ольгу в «Евгении Онегине», Маддален в «Риголетто». В 1941 г. в Куйбышев был эвакуирован из Москвы Большой театр. Это событие стало для Елены Ивановны большим подарком, ее мечта почти исполнилась. Она, начинающая артистка, спела партию Весны в опере «Снегурочка» вместе с народным артистом СССР, дирижером Л.П. Штейнбергом. Получая хлебный паек, Грибова продавала его и спешила на спектакли, в которых играли корифеи ГАБТ. У них было чему поучиться. Только оперу «Аида» с блистательной вокалисткой Марией Петровной Максаковой она прослушала 20 раз. Одновременно Елена Ивановна брала частные уроки у концертмейстера ГАБТ Л.А. Голубкина. В военные годы артистке приходилось выезжать на фронт в составе смешанных бригад артистов Большого театра и др. театров. В 1943 г. ГАБТ вернулся в Москву. Вскоре Л.А. Голубкин прислал Грибовой телеграмму: «Обстановка подходящая, приезжайте на пробу!» И.Ф.Демидов помог оформить вызов в Москву, сказав на прощанье, что она «должна расти и совершенствоваться». Набор артистов в труппу Большого театра проходил, но был огромный конкурс. Из 60 претендентов Грибова была принята в театр. Это было настоящей победой. Главный режиссер театра А.М. Пазовский заметил у Грибовой, кроме голоса и молодости, незаурядную музыкальность. Так, с 1944 г. Елена Ивановна стала «первой мордовкой, выступающей на сцене Большого театра». В ГАБТ Грибова проработала 20 лет и спела 27 партий. Среди них – роль Ольги в «Евгении Онегине», Полины-Миловзора в «Пиковой даме», Дуняши в «Царской невесте», Федора в «Борисе Годунове» и др. Она работала вместе с выдающимся оперным певцом С.Я Лемешевым в «Ромео и Джульетте», «Травиате» и вспоминала о нем как о чудесном партнере. В Большом театре Елена Ивановна пела до 1970 г. За эти годы неоднократно ездила в Мордовию с концертами, исполняла песни на родном языке. За свою плодотворную деятельность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1951 г. певица была награждена орденом «Знак Почета».

Уже в конце жизни (ее не стало 17 ноября 1986 г.) Иглан Грибова скажет: «Все пережитое: радости, горести и несправедливости, – все это я готова пережить и испытать вновь, так как я бесконечно счастлива, что пела в Большом театре, в большом храме искусства с большими, вдохновенными и выдающимися мастерами сцены».