«Анализ практики ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия»

Уважаемые коллеги! 

Сегодня мы подведем итоги осуществления деятельности по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия за 2017 год, а также обсудим вопросы совершенствования взаимодействия с органами местного самоуправления Республики Мордовия в рамках осуществления полномочий Министерства юстиции Республики Мордовия по ведению регистра. 

В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и ведение регистра муниципальных правовых актов осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Республики Мордовия от 30 октября 2008г. № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» (далее – Закон о регистре), подпункта 2 пункта 9 Положения о Министерстве юстиция Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2017 г. № 550, организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия осуществляет Министерство юстиции Республики Мордовия (далее – Минюст Республики Мордовия).

Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия (далее – муниципальный регистр Республики Мордовия) ведется с 1 января 2009 года, является частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о регистре ведение осуществляется в электронном виде на основе информационной системы ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов с использованием программных продуктов для автоматизации процессов системы ведения муниципального регистра Республики Мордовия, обеспечивающих передачу сведений от органов местного самоуправления в Минюст Республики Мордовия в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, а также ведения электронного архива муниципальных нормативных правовых актов (далее – муниципальные акты).

В 2017 году для автоматизации процессов ведения муниципального регистра Республики Мордовия, обеспечивающих передачу сведений от органов местного самоуправления в Минюст Республики Мордовия, во всех муниципальных образованиях Республики Мордовия внедрена информационная система «Регистр муниципальных правовых актов Республики Мордовия» («ИС МПА РМ»). В результате использования «ИС МПА РМ» органами местного самоуправления Республики Мордовия, для дальнейшего включения в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, представлено в Минюст Республики Мордовия 7865 муниципальных актов.

Данная форма взаимодействия обеспечила своевременность передачи муниципальных актов Республики Мордовия в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов и показала свою эффективность, позволила перейти на электронный документооборот.

В настоящее время Минюстом Республики Мордовия совместно с Министерством информатизации и связи Республики Мордовия проводится работа по разработке документации «ИС МПА РМ» и включении в Реестр государственных информационных систем Республики Мордовия, а также проходит согласование лимитов финансирования мероприятия 1.4.15 «Обеспечение функционирования и развитие информационной системы нормативных правовых актов и их проектов» в рамках Государственной программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. № 421.

По состоянию на 18 декабря 2017 г. в муниципальный регистр Республики Мордовия включено 68210 муниципальных актов.

Согласно пункту 3 статьи 8 Закона о регистре органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Мордовия оказывают содействие органам местного самоуправления поселений, входящим в их состав, и имеется положительная практика работы Ельниковского, Кадошкинского, Ковылкинского муниципальных районов Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона о регистре, постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 июля 2016 г. № 351 «Об утверждении Порядка проверок полноты и достоверности представленных органами местного самоуправления муниципальных образований сведений, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия», в 2016 году проведены 3 проверки полноты и достоверности сведений, подлежащих включению в муниципальный регистр Республики Мордовия, представленных органами местного самоуправления Атюрьевского, Ичалковского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия и муниципальных образований, входящих в их состав. В 2017 году проведены 10 проверок: Инсарского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 100% и у сельских поселений 63%, в 2016 г. у мр-100%, у СП – 88%), Большеигнатовского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 100% и у сельских поселений 81%, в 2016 г. у мр-68%, у СП – 76%), Зубово-Полянского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 100% и у сельских поселений 91%, в 2016 г. у мр-100%, у СП – 86%), Дубенского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 57% и у сельских поселений 67%, в 2016 г. у мр-72%, у СП – 47%), Рузаевского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 92% и у сельских поселений 62%, в 2016 г. у мр-100%, у СП –52%), Краснослободского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 100% и у сельских поселений 85%, в 2016 г. у мр-100%, у СП – 98%), Большеберезниковского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 100% и у сельских поселений 63%, в 2016 г. у мр-100%, у СП – 50%), Ромодановского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 50% и у сельских поселений 57%, в 2016 г. у мр-100%, у СП – 50%), Ковылкинского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 26% и у сельских поселений 25%, в 2016 г. у мр-30%, у СП – 32%), Лямбирского (по итогам представление в 2015 году у муниципального района 10% и у сельских поселений 51%, в 2016 г. у мр-43%, у СП – 48%) муниципальных районов Республики Мордовия.

В пределах полномочий, установленных постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2017 г. № 550, Минюстом Республики Мордовия осуществляется документарная проверка согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 11 июля 2016 г. № 351 на основании информации, представленной из органов местного самоуправления.

В адрес Главы Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия направлено письмо от 15 ноября 2017 г. № 1567 (104-СЭВ) с просьбой выслать реестры принятых муниципальных правовых актов, принятых в 2015-2016 гг. Однако, в нарушении статьи 8 Закона о Регистре, органы местного самоуправления Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия указанные реестры не представили. Проверку органов местного самоуправления Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в анализируемой сфере провести не представилось возможным.

По результатам указанных проверок в органы местного самоуправления направлена информация с рекомендациями об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о регистре Минюст Республики Мордовия при организации и ведении муниципального регистра Республики Мордовия вправе проводить выборочную правовую экспертизу муниципальных актов на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Мордовия, законодательству Республики Мордовия и уставам муниципальных образований.

За период 2009-2017 годов проведено 1989 правовых экспертиз в отношении муниципальных актов, включенных в муниципальных регистр Республики Мордовия, проанализировано 2481 постановление об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, в которых предусматривается включение в обязательном порядке всех требований к обеспечению условий их доступности для инвалидов, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечено приведение в соответствие с нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Также проведен анализ утвержденных органами местного самоуправления Республики Мордовия схем теплоснабжения, выявлены несоответствия в 21 муниципальном нормативном правовом акте.

По результатам правовой экспертизы в 494 муниципальных актах выявлены несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации и Уставу муниципального образования (вмешательство в компетенцию федеральных органов власти и органов власти Республики Мордовия, издание акта неуправомоченным органом в нарушение компетенции иного органа местного самоуправления).

Антикоррупционная экспертиза в отношении муниципальных актов проводилась при проведении правовой экспертизы на основании Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее - Методики). В 24 муниципальных актах выявлено                      13 коррупциогенных факторов.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, экспертные заключения на муниципальные акты, содержащие нарушения норм действующего законодательства направлены в органы, их принявшие.

В целях реализации норм Закона о регистре и обеспечения единства правового пространства Российской Федерации действует Соглашение от 26 февраля 2009 г. с органами Прокуратуры Республики Мордовия, в соответствие с которым все копии экспертных заключений о несоответствии муниципальных актов действующему законодательству в 5-дневный срок Минюстом направляются соответствующим районным прокурорам для сведения и принятия мер, а также ежеквартально направляются сведения о неопубликованных муниципальных актах, включенных в муниципальный регистр и неполучении ответов от соответствующих должностных лиц о принятии мер по приведению муниципальных актов в соответствии с законодательством или несогласии с доводами экспертного заключения.

В настоящее время действует Соглашение от 13 декабря 2010 года о порядке взаимодействия в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия, согласно которому Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия направляет в Минюст Республики Мордовия обзоры ведения муниципального регистра Республики Мордовия. В Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия ежегодно Минюстом Республики Мордовия направляется информация о деятельности в сфере организации и ведения муниципального регистра Республики Мордовия.

В целях оказания практической и методической помощи органам местного самоуправления совместно Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия и Минюстом Республики Мордовия проведены выездные семинары-совещания в администрациях Кочкуровского, Темниковского и Ельниковского муниципальных районов Республики Мордовия.

Также планируется заключение соглашения о взаимодействии в сфере ведения регистра муниципальных актов с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Мордовия».

В настоящее время разработан и проходит процедуру согласования в органах государственной власти Республики Мордовия и Прокуратуре Республики Мордовия проект приказа Министра юстиции Республики Мордовия «Об организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия», которым утверждаются Технический регламент требований к электронному формату муниципальных нормативных правовых актов и сведений к ним, направляемых в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия; порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия; порядок предоставления сведений, содержащихся в регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия.

Анализ проделанной в 2017 году работы по данному направлению, позволил определить задачи, стоящие перед всеми структурами, задействованными в реализации полномочий Республики Мордовия по организации и ведению регистра на 2018 год:

1. Обеспечение направления органами местного самоуправления Республики Мордовия полной информации для включения в регистр.

2. Проведение работы по сплошной проверке органами местного самоуправления сведений, содержащихся в регистре (те акты, которые внесены - посмотреть: все ли действующие, не пропущены ли изменения в них и т.д.)

3. Проведение во всех муниципальных образованиях ревизии муниципальных актов на предмет их необходимости и соответствия законодательству (может в них уже отпала необходимость и они фактически не действуют – отменять и признавать утратившими силу, т.е. почистить каждому свою базу)

4. Налаживание более тесного взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры и юстиции по вопросам, связанным с реализацией полномочий Республики Мордовия по организации и ведению регистра – нам необходимо содействие, чтобы достичь качества и чистоты нормативной базы.

 Благодарю за внимание.