Доклад «О практике рассмотрения обращений о фактах правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, насилия и асоциального поведения в быту»

Уважаемый Александр Алексеевич!

Уважаемые участники совещания!

Проблема семейного дебоширства, насилия и асоциального поведения в быту остается одной их самых актуальных. В Республике Мордовия ежегодно регистрируется значительное количество преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе против их жизни, здоровья, половой неприкосновенности. Органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Мордовия проводится постоянная работа по выявлению фактов насилия и жестокого обращения с детьми, а также асоциального поведения родителями в сфере семейно-бытовых отношений.

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, отмечается, что «трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей. Важным элементом в преодолении таких ситуаций является предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия».

По состоянию на 1 октября 2016 г. на профилактических учетах в районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят 2017 семей, находящихся в социально опасном положении, из которых 1138 семей, в которых родители (законные представители) злоупотребляют спиртными напитками, 19 семей, где родители замечены в употреблении, сбыте, хранении наркотических средств. С указанными лицами проводится индивидуально-профилактическая работа всеми органами системы профилактики. В случае не исправления ситуации в семье, органами системы профилактики направляются исковые заявления по ограничению, лишению родителей родительских прав. За 9 месяцев 2016 г. было направлено 13 исковых заявлений в суд об ограничении родительских прав (из них удовлетворено 11) и 101 исковое заявление о лишении родителей родительских прав (из них удовлетворено 80).

За 9 месяцев 2016 г. органами системы профилактики в связи с неблагоприятной обстановкой в семье, не отвечающей требованиям и условиям воспитания несовершеннолетних 99 детей помещено в специально-реабилитационные и государственные учреждения для несовершеннолетних, 2 ребенка изъяты из семей в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с прямой угрозой их жизни и здоровью (АППГ – 8).

Выявлено 18 фактов нанесения побоев родителями (законными представителями, иными лицами) в отношении несовершеннолетних детей. По выявленных фактам проведены оперативные мероприятия, возбуждено 2 уголовных дела по ст. 156 УК РФ, 16 – по ч.1 ст. 116 УК РФ.

Органами исполнительной власти Республики Мордовия в целях выявления фактов насилия детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, домов-интернатов для детей-инвалидов и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирующих в республике, в текущем году были организованы и проведены выездные проверки соответствующих организаций.

Всего за  9 месяцев 2016 г. на родителей (законных представителей), недолжным образом исполняющим родительские обязанности было составлено 995 протоколов по ст. 5.35 КоАП РФ, по которых 908 родителей (законных представителей) были привлечены к административной ответственности. За вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ составлено 76 протоколов по ст.6.10 КоАП РФ, по которым привлечены к ответственности 5 родителей,  52 иных лица совершеннолетнего возраста.

По поступившим за 9 месяцев текущего года в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав информациям о фактах неблагополучия в семьях, на заседаниях комиссий принято 1342 меры воздействия к родителям.

Родители, которые совершают правонарушения на семейно-бытовой почве, в основной своей массе не заняты никакой общественно полезной деятельностью, как правило, ранее судимы (прежде всего за насильственные преступления), злоупотребляют спиртными напитками и наркотиками, допускают насильственные правонарушения и конфликты на семейно-бытовой почве.

В целях предотвращения роста насилия с детьми, Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в рамках взаимодействия органов системы профилактики по вопросам организации работы с семьями разработаны и утверждены следующие документы:

- Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации работы по выявлению семейного неблагополучия и организации индивидуально-профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении (от 2 июня 2016 г.);

- Порядок информирования о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними органов опеки и попечительства организациями, в том числе органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;

- методические рекомендации по проведению родительского собрания с единой повесткой дня: «Счастливые дети растут в счастливой семье. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?» (15 сентября 2016 г.);

Несомненную роль в выявлении фактов семейного насилия играют межведомственные операции, акции. В текущем году органами системы профилактики безнадзорности были проведены следующие мероприятия: «Полиция и дети» (с 8-14 февраля 2016 г.), «Стоп! Спайс!» (с 21-27 марта 2016 г.), «Алкоголь-подросток» (с 10-13 октября 2015 г., с 23-29 июня 2016 г.), «Шанс» (с 14-21 сентября 2015 г., с 22-27 сентября 2016 г.), «Неблагополучная семья» (ежегодно с 15 июля по 15 августа), «Подросток-2014-2016» (ежегодно с 15 мая по 1 октября), «Всеобуч» (с 10-20 октября 2015 г., с 10-20 сентября 2016 г.), «Здоровый образ жизни» (с 27 ноября по 2 декабря 2015 г.), направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних:

Так, например, при проведении месячника «Неблагополучная семья», направленного на оказание правовой защиты детей, проживающих в социально неблагополучных семьях, нуждающихся в помощи государства, органами системы профилактики было выявлено и поставлено на учет 84 семьи, находящиеся в социально опасном положении, организовано 1218 посещений по месту жительства неблагополучных семей и несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете. По результатам обследования составлено 145 материалов о принятии мер воздействия к родителям, недолжным образом занимающихся воспитанием, содержанием, обучением детей, ведущим асоциальный образ жизни.

В большинстве субъектов Российской Федерации на региональном уровне в законах об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за семейно-бытовое насилие и асоциальное поведение в быту. Следует отметить, что в региональных законах признаки данного правонарушения определяются по-разному, под семейно-бытовым дебоширством понимаются такие действия как, например, буйство, скандал, устраивание беспорядка, которые сопровождаются шумом, оскорбительным поведением, нецензурной бранью и нарушают покой семьи. Меры административного наказания за данное правонарушение в различных субъектах Российской Федерации варьируются от предупреждения до штрафов в размере от 100 до 4000 рублей.

В Законе Республике Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» предусмотрена ответственность за такие составы административных правонарушений как «Бытовое дебоширство» (статья 4) и «Содержание притонов» (статья 5). В частности, под бытовым дебоширством понимается буйство, скандал, устраивание беспорядка, сопровождающиеся шумом и (или) нецензурной бранью, нарушением покоя лиц, совместно проживающих в жилом помещении, и унижением человеческого достоинства. Мерой ответственности установлены предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Законом полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями, наделены должностные лицами администраций муниципальных образований Республики Мордовия. Указанные полномочия применяются и реализуются, что позволяет осуществлять предупреждение преступлений в рассматриваемой сфере и способствует применение к семейным дебоширам своевременных и адекватных мер административно-правового воздействия.

Анализ представляемых сведений об использовании мер административного воздействия при выявлении нарушений административного законодательства показал, что за 9 месяцев текущего года должными лицами по статье «Бытовое дебоширство» составлено 605 протоколов, по статье «Содержание притонов» – 32 административных протокола. Для сравнения за 2 полугодие 2015 г. по статье «Бытовое дебоширство» ими были составлены лишь 151 протокол по делу об административном правонарушении.

Распределение количества составленных протоколов по статье 4 по муниципальным образованиям показывает, что наиболее активно осуществляют реализацию возложенных на них полномочий должностные лица Атюрьевского (43), Атяшевского (61), Лямбирского (49), Рузаевского (61) и Ичалковского (46) муниципальных районов. Однако в Большеберезниковском районе отсутствуют составленные протоколы по данному составу, а в Кочкуровском районе составлен только 1 протокол.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 4 «Бытовое дебоширство» наделены мировые судьи. За 9 месяцев текущего года по данному составу на рассмотрение мировых судей поступило 605 дел об административных правонарушениях, из них рассмотрено – 532 дела (88%), прекращено, возвращено для устранения недостатков, предано по подсудности 73 дела (12%). Мировыми судьями привлечен к ответственности 501 гражданин, в том числе в отношении 225 или 45% привлекавшихся к административной ответственности граждан применено наказание в виде административного штрафа (всего наложено штрафных санкций на общую сумму 87,6 тыс. рублей). В отношении 276 граждан или 55 % судьями применено административное наказание в виде предупреждения (сведения прилагаются).

Таким образом, органами системы профилактики и должностными лицами администраций муниципальных образований Республики Мордовия принимаются меры по пресечению фактов правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, насилия и асоциального поведения в быту, направленные на защиту прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних.

В настоящее время должностные лица органов внутренних дел (полиции) фактически не имеют никаких правовых и административных мер воздействия на семейного дебошира, который может устраивать дома постоянные скандалы, до того момента пока он не совершит насилие. Полиция не может задержать семейного дебошира, доставить в его в отделение полиции, привлечь его к ответственности за мелкое хулиганство, так как оно может быть совершено только в общественном месте, которым дом (квартира) не является.

Закон Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» предусматривает возможность составления протоколов, связанных со сферой семейно-бытовых отношений, должностными лицами (полиции) в случае наличия соглашения между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и Правительством Республики Мордовия.

С начала 2016 года органами власти республики совместно с МВД по РМ проводилась работа по подготовке проекта Соглашения, однако по причинам сначала отсутствия методики расчета размера субвенции для реализации передаваемых полномочий, а затем выявленного несовершенства регионального административного законодательства, проекты получали отрицательные заключения профильных органов и ведомств.

На сегодняшний день на основе предложений МВД по Республике Мордовия согласован проект Соглашения на 2016 год, который предусматривает предоставление субвенции федеральному бюджету в объеме 854,0 тыс. руб. После учета замечаний МВД письмом Госкомюста от 6 июня 2016 года проект повторно направлен в МВД по Республике Мордовия для дальнейшего согласования в МВД и Минюсте России.

Кроме того, Государственным Собранием Республики Мордовия был принят Закон Республики Мордовия от 17 сентября 2016 года №73-З «О внесении изменений в статью 19 Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия». Тем самым замечания Минюста России на проект соглашения в части законодательного регулирования учтены в полном объеме.

В настоящее время форма и текст проекта соглашения приводятся в соответствие с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 августа 2016 г. № 182 «Об утверждении примерных форм соглашения между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления части полномочий федерального органа исполнительной власти, соглашения между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче федеральному органу исполнительной власти осуществления части полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации».

На сегодняшний день также подготовлен проект соответствующего Соглашения на 2017 год. Проект подготовлен на основе предложений МВД по Республике Мордовия и предусматривает предоставление бюджетных ассигнованиях федеральному бюджету в 2017 году в объеме 1060,4 тыс. рублей.