«Об итогах работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2016 году, имеющихся проблемах и путях их решения в 2017 году»

г.Саранск 

20 февраля 2017 г. 11:00 ч.

 

Деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Мордовия в 2016 году осуществлялась в рамках реализации основных положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761), Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Закона Республики Мордовия от 30 марта 2005 г. № 26-З «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия».

Статус комиссий, как системообразующего органа, обязывает координировать действия всех остальных органов и учреждений системы профилактики.

Комиссиями, созданными на территории Республики Мордовия в 2016 году был осуществлен комплекс организационных и практических мер, направленных на предупреждение безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, социального сиротства, защиты прав и законных интересов детей и подростков.

В течение отчетного периода Республиканской Комиссией было проведено 10 заседаний (АППГ – 7 заседаний), где были рассмотрены: 21 теоретический вопрос, 36 заявлений  граждан, имевших судимость, привлеченных к уголовному преследованию по их допуску недопуску к деятельности с участием несовершеннолетних. Были подготовлены проекты постановлений Правительства Республики Мордовия, осуществлялся контроль за деятельностью органов местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов детей и подростков, оказывалась методическая, консультативная помощь специалистам районных комиссий.

Районными комиссиями в 2016 году было проведено 636 заседаний (АППГ – 647), поступило на рассмотрение 4368 (АППГ – 4601) материалов, из них 2987 (АППГ – 3124) – административные материалы (на 4% меньше, чем в 2015 г.).

В отношении несовершеннолетних было рассмотрено 2210 (АППГ – 2265) дел, в отношении родителей (законных представителей) рассмотрено 1936 (АППГ – 2221) дел. На заседаниях было рассмотрено 802 (АППГ – 819) теоретических вопроса, в том числе: 334 (АППГ – 320) по воспитательно-профилактической работе, 278 (АППГ – 235) заслушано отчетов должностных лиц.

На 1 января 2017 г. на учете в районных комиссиях состоит 976 несовершеннолетних (АППГ – 1151), находящихся в социально опасном положении, из них 882 (АППГ – 1184) несовершеннолетних, относящихся к категории безнадзорных. Состоит 1877 семей, находящихся в социально опасном положении, в этих семьях воспитывается 3158 детей. С каждым годом количество несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении сокращается, что говорит о положительной динамике.

Принято 2 (АППГ – 10) решения о немедленном отобрании детей по ст. 77 СК РФ. Подано в суд 24 заявления об ограничении родителей в родительских правах, из них 14 удовлетворены (АППГ – 48, из них 37 удовлетворены). Подано в суд 117 заявлений о лишении родителей родительских прав, из них 93 удовлетворены  (АППГ – 120, из них 84 удовлетворены).

За 2016 год районными комиссиями снято с учета 1415 (АППГ – 1603) человек, из них (всего 750 (АППГ – 911) несовершеннолетних, 665 (АППГ – 692) семей): в связи с положительной динамикой снято 270 (АППГ – 325) несовершеннолетних, 409 (АППГ – 268) семей.

Объявлялись в розыск 52 несовершеннолетних, ушедших из семей и государственных учреждений, что на 5%  больше чем за АППГ (49), из них: 30 подростков, самовольно ушедших из дома (произошло увеличение на 53% в сравнении с АППГ (было 14), 22 подростка самовольно ушли из государственных учреждений, уменьшение произошло на 37% в сравнении с АППГ (было 35). Так, совершено: 2 ухода из  ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом-школа» (1 несовершеннолетним совершено 2 ухода), 3 ухода из ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа», 8 уходов ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Инсарский аграрный техникум», 14 уходов из ГКУСО РМ «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» (1 несовершеннолетним совершено 2 ухода). Некоторыми подростками было совершено несколько уходов. Местонахождение всех несовершеннолетних установлено.

В целом анализ показывает, что деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних дает положительные результаты. С каждым годом становится наиболее продуктивнее и эффективнее профилактическая работа с несовершеннолетними и неблагополучными семьями, совершенствуются индивидуальные программы реабилитации, направленные на решение проблем данной группы населения. Внедряются новые формы и методы в работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Проводятся многочисленные мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышается количество и качество оказываемых услуг. Информации о проделанной работе направлялись Правительство Республики Мордовия и в прокуратуру Республики Мордовия, поэтому подробно на этом останавливаться не буду.

Перейду к проблемным вопросам и возможностям их решения.

1.Так, по сравнению с 2015 годом в 2016 году произошло увеличение числа прекращенных административных материалов  с 263 до  267.

Проведенный секретариатом Комиссии анализ показал, что основными причинами прекращения протоколов стали:

- не соблюдение сроков рассмотрения протоколов сотрудниками, осуществляющими деятельность комиссии и не исполнение сотрудниками полиции определений об осуществлении приводов (по ст. 27.15 КоАП РФ). Наибольшее количество протоколов было прекращено в следующих районах:    97 - в Октябрьском; 52 - в Рузаевском; 29 - в Ленинском.

- за малозначительностью были прекращены протоколы (по ст. 2.9 КоАП РФ) в следующих районах: 9 - в Ленинском; 6 - в Рузаевском; по 1 в Дубенском, Краснослободском, Пролетарском.

- наибольшее количество протоколов прекращены по срокам истечения давности привлечения лица к административной ответственности (по п. 6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ) в следующих районах: 86 - в Октябрьском; 40 - в Рузаевском; 18 - в Ленинском.

- за отсутствием состава правонарушения, т.е. не качественно собранного материала, наибольшее количество протоколов (по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ) прекращено в следующих районах: 11 - в Ардатовском; 7 - в Пролетарском; по 6 - в Рузаевском и Октябрьском; по 5 - в Атюрьевском и Ковылкинском.

- характерно также не качественное изучение протоколов специалистами, осуществляющими деятельность комиссии перед вынесением на рассмотрение комиссии.

Республиканской Комиссией в 2016 году ежеквартально проводились рабочие совещания с начальниками, ответственными секретарями и специалистами, обеспечивающими деятельность районных комиссий, вопросы качественного оформления протоколов обсуждались и на рабочих совещаниях подразделений по делам несовершеннолетних МВД по Республике Мордовия.

Проведенный нами анализ направлен в МВД и председателям районных комиссий для принятия мер по сокращению прекращенных материалов.

2. Совместная работа органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2016 году позволила выявить факты жестокого обращения с детьми и нанесения побоев. Так, в отчетный период выявлено 38 фактов нанесения побоев детям, по которым возбуждено:  36 уголовных дел по ст.ст. 115-116 УК РФ,  2 дела по ст.156 УК РФ. По делам возбужденным по ст. 156 УК РФ: 1 дело прекращено за примирением сторон, по 1 делу гражданин осужден к лишению свободы. По делам возбужденным по ст.ст. 115-116 УК РФ - 10 дел прекращено за примирением сторон, 3 дела прекращены в связи с отсутствием состава преступления, по остальным граждане осуждены к мерам наказания, некоторые дела еще не завершены. Имеются недостатки в работе органов системы профилактики по предупреждению жестокого обращения с несовершеннолетними со стороны родителей (законных представителей). Следует отметить, что не обо всех случаях нанесения побоев детям сотрудниками Следственного управления и органов внутренних дел сообщается в районные комиссии и органы опеки и попечительства.

Во многих случаях мать-одиночка, законный представитель ребенка (непредусмотрительно), в нарушение интересов ребенка, соглашается на завершение дела за примирением сторон. Особенно это характерно для взаимоотношений отчим – падчерица (пасынок), в том числе и сожителями матерей. Тогда как привлечение органов опеки и попечительства и специалистов комиссий могло бы предотвратить завершение дела за примирением сторон, а также повторных случаев нанесения побоев детям. Данный вопрос неоднократно озвучивался на координационных совещаниях правоохранительных органов. На  Республиканской Комиссии были утверждены:

- порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации работы по выявлению семейного неблагополучия и организации индивидуально-профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении (02.06.2016 г.);

- порядок информирования о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними органов опеки и попечительства организациями, в том числе органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав (28.10.2015 г.).

Основной проблемой здесь является недолжное взаимодействие правоохранительных органов, органов опеки и попечительства и комиссий. В связи с тем, что до конца сентября прошлого года Следственное управление не входило с состав субъектов системы профилактики (182-ФЗ от 23.06.2016 г. Об основах системы профилактики в РФ), вопрос информирования ими органов местного самоуправления о фактах жестокого обращения с детьми в указанных порядках взаимодействия не регулировался. В текущем году необходимо совместно проработать этот вопрос.

3. В 2016 году произошло увеличение количества совершения самоубийств несовершеннолетними с 2 до 4, увеличилось количество покушений на самоубийство с 5 до 6. В ходе рассмотрения сообщений и расследования уголовных дел данной категории Следственным управлением установлено, что способами ухода из жизни по фактам самоубийств явились повешение, спрыгивание с крыш многоквартирных домов. По фактам покушений на самоубийство в большинстве случаев способом ухода из жизни несовершеннолетние выбирали отравление лекарственными средствами, нанесение себе резаных ран.

Причинами и обстоятельствами, способствовавшими совершению несовершеннолетними суицида, явились: негативные условия воспитания либо взаимоотношения с родителями, педагогическая несостоятельность родителей, отсутствие должного контроля за несовершеннолетним со стороны родителей, негативные взаимоотношения со сверстниками, ссора с молодым человеком (девушкой), выявление у несовершеннолетнего психических поведенческих расстройств, развившихся в результате употребления наркотических средств, злоупотребления спиртными напитками, а также некачественная организация психологического сопровождения детей в учебных заведениях, негативная информация в сети «Интернет». Так, установлено, что одним из несовершеннолетних, совершивших самоубийство, перед смертью было посещено 5 сайтов о самоубийствах (причины, способы, последствия и т.д.), которые по инициативе Следственного управления были заблокированы Управлением Роскомнадзора по Республике Мордовия. Хотя таких сайтов, функционирующих на сегодняшний день, очень много, и наша с Вами задача защитить детей от негативной информации. В текущем году в соответствии с планом работы планируется наладить практику выявления подобных сайтов и их закрытие через Управление Роскомнадзора.

В рамках проведения профилактической работы по предотвращению фактов самоубийства и покушений на самоубийства среди несовершеннолетних в 2016 году было организовано:

- проведение бесед с несовершеннолетними в образовательных организациях о ценностях жизни и семьи;

- проведение экскурсий в храмы Мордовской Митрополии и беседы со священнослужителями. Так, в период с сентября по октябрь 2016 г. 948 подростками, состоящими на учете, было посещено 72 церкви, где 56 представителей духовенства провели разъяснительную беседу о духовно-нравственном просвещении, морали;

- 24 августа 2016 г. состоялось республиканское родительское собрание;

- 18 ноября 2016 г. состоялось общегородское родительское собрание. Собрания проходили в режиме видеоконференцсвязи, обсуждались проблемы совершения суицидов, родителям давались соответствующие рекомендации, в том числе касаемо информационной безопасности детей.

4. Летний отдых

В период летней оздоровительной кампании 2016 года организованными формами отдыха, оздоровления и трудовой занятостью был охвачен 1191 подросток, состоящий на профилактическом учете в районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2234 ребенка, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении. Ежемесячно проводился мониторинг охваченности подростков, организованными формами отдыха, оздоровления и трудоустройства. С 21 июля по 8 августа во взаимодействии субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Мордовия в ДОЛ им. «В. Дубинина» Рузаевского района была организована специальная профильная смена для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделениях по делам несовершеннолетних. В профильной смене приняло участие 170 подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Были случаи когда, сотрудники медицинских учреждений отказывали подросткам в оформлении справок ссылаясь на то, что у них не подходит возраст направления в лагерь, в течение последних лет они не наблюдались у врача в связи с заболеванием. Приходилось решать все эти вопросы, чтобы направить подростков в лагерь.

В 2016 году организациями республики было заявлено 10,5 тысяч вакансий для трудоустройства несовершеннолетних граждан, что на 10% меньше, чем в 2015 году (АППГ – 11,7 тысяч). Только 293 подростка были охвачены временным трудоустройством, имелись случаи, когда несовершеннолетние трудоустраивались неофициально, иногда по месту работы родителей, помогали родителям по хозяйству, некоторые категорически отказывались от предложений оздоровления и официального трудоустройства. С одной стороны несовершеннолетние неофициально трудоустроившиеся были заняты трудом, а с другой стороны их права и интересы не были защищены законом. Проблема в том, что работодатели не хотят официально оформлять несовершеннолетних, так как бояться проверок со стороны контролирующих органов. Были случаи, когда работодателей штрафовали за отсутствие на руках несовершеннолетнего рабочих перчаток на момент проверки, которые ему выдавались, но он их снял и где то оставил, а также по другим мелким недостаткам. 

Таким образом, Государственному комитету Республики Мордовия по труду и занятости в 2017 году необходимо совместно с работодателями проработать вопрос увеличения количества вакансий для несовершеннолетних. А контролирующим органам объективно подходить к вопросам привлечения работодателей к ответственности.

В то же время не все подростки, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел в летний период были охвачены оздоровлением и трудоустройством. Секретариатом Республиканской Комиссии была проведена посписочная сверка несовершеннолетних с МВД, Министерством социальной защиты населения и районными комиссиями. Из 818 несовершеннолетних, состоящих на учете в МВД были охвачены: отдыхом 248 подростков, трудоустройством в т.ч. и неофициальным 239 подростков, посещали кружки, секции 377 подростков (некоторые ребята совместили посещение кружков, секций, отдых в лагере и трудоустройство). Из числа не вовлеченных несовершеннолетних были случаи, что подростки: находились на лечении 7 чел., по беременности и родам 7 чел., находились в реабилитационных центрах 6 чел., арестованы, направлены в места лишения свободы 6 чел., сняты с учета по исправлению, достижению совершеннолетия 23 человека, некоторые проходили практику, сдавали экзамены в образовательных организациях. (Так 95 подростков категорически отказывались от всех форм занятости, не охвачены 34 из 97 Пролетарском, 29 из 134 Октябрьском, 13 из 28 Торбеевском).

Более подробно проблемы и итоги летней оздоровительной кампании 2016 года и планы на 2017 год по полному охвату подростков летней занятостью мы рассмотрим на очередном заседании Комиссии в апреле текущего года.

На сегодняшний день необходимо проработать эффективные меры по полному охвату несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении досуговой занятостью и различными формами отдыха, оздоровления и трудовой занятостью в свободное от учебы время.

5. В 2016 году одним из острых вопросов стала проблема роста подростковой преступности. Значительный рост был зафиксирован по итогам 5 месяцев 2016 года, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними из числа расследованных в сравнении с 2015 годом увеличилось с 72 до 96 (+33,3%).

В целях предотвращения роста преступности среди несовершеннолетних Республиканской Комиссией был разработан и утвержден (от 23 июня 2016 г.) План комплексных мер по сокращению подростковой преступности в Республике Мордовия. В реализации Плана приняли участие все органы системы профилактики. Практически все мероприятия плана исполнены, кроме как «разработки алгоритма действий по вовлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в спортивные кружки, секции, обеспечение доступа на безвозмездной основе к объектам спортивной инфраструктуры и спортивного инвентаря», где ответственным было определено Министерство спорта и физической культуры. Так, Министерство спорта ссылается на Постановление Правительства Республики Мордовия № 187 от 27.04.2009 г., которым утверждено Положение о порядке и формах предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в области физической культуры и спорта и считает, что нет необходимости в разработке алгоритма действий по вовлечению. Однако в данном постановлении не регулируется право бесплатного посещения физкультурно-спортивных сооружений детьми, состоящими на профилактическом учете в районных комиссиях и детьми, воспитывающимися в семьях, находящихся в социально опасном положении. Поручение Республиканской Комиссии о внесении дополнений в данное постановление, включив в число категорий лиц, на бесплатное посещение спортивных сооружений детей, вышеуказанной категории, до сих пор Министерством спорта и физической культуры не исполнено.

Так, к концу 2016 года, усилиями органов системы профилактики удалось  стабилизировать преступность среди несовершеннолетних из числа расследованных в сравнении с 2015 годом, но все же незначительный рост произошел с 181 до 182 на +0,6%. В то же время сократилось количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними со 193 до 170 на -12%. Однако остается много неясностей по внесению данных о гражданах, совершивших преступления в базу Информационного центра МВД и их учету. Секретариатом Комиссии систематически проводился анализ преступности среди несовершеннолетних по представленным информациям с ИЦ МВД. Так, числились в списке несовершеннолетних лица в возрасте 18 лет и старше (1992, 1995, 1997, 1963 г.р.). По инициативе Республиканской комиссии, данные ИЦ МВД были скорректированы.

Также, выявляются нарушения в справках ИЦ МВД, предоставленных гражданами, впоследствии обратившимся в Комиссию о выдаче разрешения по допуску к деятельности с участием несовершеннолетних. Так, при подаче заявления о допуске гражданин представил справку, где было указано, что он был осужден в 1995 году в связи с употреблением наркотических веществ, а позже арестован Прокуратурой Республики Мордовия по статье похищение человека. При рассмотрении заявления, отсутствовали документы об аресте, которые были запрошены из Прокуратуры Республики, в связи с чем рассмотрение заявления было отложено, также гражданину рекомендовалось обновить справку ИЦ МВД. На последующей справке сведения о судимости и аресте гражданина отсутствовали, хотя имелся приговор суда. Гражданину в допуске было отказано, однако есть опасения, что он может обратись в целях трудоустройства в любую из организаций, осуществляющих деятельность с участием детей, предоставив подобную справку об отсутствии судимости. По данному факту сотрудниками МВД вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этой связи, в текущем году предлагаю Министерству внутренних дел проработать вопрос внесения сведений на граждан в базу Информационного Центра.

Так, в 2016 году увеличилось число преступлений совершенных несовершеннолетними  в состоянии алкогольного опьянения с 20 до 40, совершенных в составе смешанной со взрослыми в группе с 26 до 47, причинение тяжкого вреда здоровью с 3 до 4, особо тяжких с 9 до 13, ранее совершивших преступления с 32 до 47, грабежей с 6 до 11, вымогательств с 0 до 2, разбоев с 0 до 2, в том числе на территориях районов:

- Пролетарского г.о. Саранск (+77,8%, 18-32);

- Ленинского г.о. Саранск (+11,1%, 27-30);

- Ардатовского (+400%, 1-5);

- Атюрьевского (+200%, 1-3);

- Атяшевского (+300%, 1-4);

- Б-Игнатовского (+100%, 0-1);

- Дубенского (+66,7%, 3-5);

- Ичалковского (+50%, 2-3);

- Кадошкинского (+100%, 0-1);

- Ковылкинского (+14,3%, 7-8);

- Лямбирского (+75,0%, 8-14);

- Ромодановского (+100%, 0-1);

- Торбеевского (+350%, 2-9);

- Чамзинского (+166,7%, 3-8).

В то же время незначительно сократилось число преступлений совершенных несовершеннолетними связанных с незаконным оборотом наркотиков  с 40 до 30, в состоянии наркотического опьянения с 5 до 3, тяжких – с 32 до 30, краж с 87 до 84, хулиганства с 1 до 0. Удалось избежать таких преступлений как убийство, изнасилование.

Значительное сокращение преступлений произошло на территориях:

- Зубово-Полянского (-60%, 5-2);

- Инсарского (-50%, 6-3);

- Кочкуровского (-66,7%, 3-1);

- Краснослободского (-60%, 15-6);

- Рузаевского (-71%, 31-9).

На момент совершения преступления: 49 несовершеннолетних обучались в общеобразовательных организациях, 76 в профессиональных организациях. Из которых 65 подростков были вовлечены в досуговую деятельность (посещали кружки, секции), у 67 подростков досуг не был организован.

47 преступлений несовершеннолетними было совершено повторно. Основной проблемой совершения несовершеннолетними повторных преступлений является не должный уровень взаимоинформированности органов системы профилактики. Так, проведенный анализ показал, что информации о совершении несовершеннолетними преступлений из следственных органов и органов внутренних дел в районные комиссии поступают несвоевременно[1] или не поступают вовсе, в связи с чем, проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними организовывается с большим опозданием, тогда как подростки, чувствуя безнаказанность, успевают совершить еще несколько преступлений.

Из числа несовершеннолетних совершивших преступления в 2016 году 15 подростков относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них на момент совершения преступления 8 воспитывались попечителями, 6 без оформления попечительства.

На 1 января 2017 г. в средних профессиональных организациях республики обучается 527 несовершеннолетних, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 226 не имеют попечителей. Согласно п. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации при завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет, исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства, по месту обучения.

Так, в 2016 году были выявлены факты ненадлежащего контроля со стороны отдела по защите прав детства по Ленинскому району в отношении несовершеннолетней Волковой Е.А. 1999 года рождения, обучающейся в ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности», которая систематически пропускала занятия, по несколько дней не ночевала в общежитии техникума, после чего была помещена в социально-реабилитационный центр. Комиссией Ленинского района проводилась проверка отдела по защите прав детства по Ленинскому району по факту недолжного исполнения обязанностей попечителя в отношении несовершеннолетней. В настоящее время отделом по защите прав детства Ленинского района принимаются меры по контролю за данной категорией несовершеннолетних.

И в других районах республики, имеются схожие проблемы:

Так, в отсутствии контроля со стороны должностных лиц, в Инсарском районе тремя несовершеннолетними из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимися ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Инсарский аграрный техникум» в 2016 году совершено 5 преступлений в разных районах республики (Трухачев Д., Ахметов А., Брынцев М.).

В Дубенском районе несовершеннолетний Тутаев А.П., относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающийся в Дубенском отделении ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» совершил кражу денежных средств в сумме 225300 рублей с банковской карты гражданки Лобачевой Н. Сотрудниками полиции, в ходе проведения проверки, установлено, что Тутаев А.П. с 25 декабря 2016 г. находится в Торбеевском районе Республики Мордовия у своей бабушки, с тех пор к обучению не преступил. Со слов директора данного учебного заведения специалист отдела опеки и попечительства Дубенского района учебное заведение не посещает, слабо осуществляет контроль за поведением подопечных, что способствовало бесконтрольному поведению и совершению Тутаевым А.П. преступления. По данному факту в настоящее время проводится проверка.

В этой связи Министерству образования Республики Мордовия в текущем году необходимо разработать комплекс мер, направленных на работу с данной категорией детей.

6. Имеют место быть случаи непринятия своевременных мер по предъявлению в суд исковых заявлений о лишении родительских прав родителей, не изменивших своего поведения по истечении шести месяцев после ограничения их в родительских правах в соответствии со ст. 73 Семейного кодекса РФ. Так, в Октябрьском районе г. Саранска гражданин Харламов В.Г. был ограничен 09.07.2009 г., и только спустя 5 лет было подано исковое заявление о лишении его родительских прав (комиссией). В Инсарском районе гражданка Кадейкина О.Н. была ограничена в родительских правах 06.08.2014 г., дети помещены в Ялгинский детский дом-школу. Администрацией Ялгинского детского дома-школы, неоднократно в орган опеки и попечительства Инсарского района направлялись ходатайства об определении статуса несовершеннолетних, только 30.11.2015 г. она была лишена в родительских правах. На сегодняшний день в Зубово-Полянском районе не решен вопрос лишения 5 родителей, ограниченных в родительских правах: Сурайкина Т. ограничена  23.03.2009 г., Лариков С. ограничен 27.05.2011 г. рассмотрение дел назначено на 01.03.2017 г., Матюшкина Т. ограничена 15.06.2012 г., Юфкина Т. ограничена 10.03.2015 г., Сумовская Т. ограничена 02.06.2015 г., по последним трем гражданам иски в суд пока не направлены. Хотя комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Зубово-Полянского района неоднократно направлялись письма о решении вопроса лишения родительских прав данных граждан.

В этой связи, Министерству образования Республики Мордовия необходимо организовать контроль по осуществлению органами местного самоуправления, переданных государственных полномочий по опеке и попечительству, ежеквартально проводить обучающиеся семинары со специалистами работающими в органах опеки и попечительства.

7. В настоящее время в республике 860 несовершеннолетних, проживает отдельно от родителей, так как родители выехали работать в другие в другие регионы России. Из них в отношении 438 несовершеннолетних установлены опека (попечительство), что составляет всего 51%. В то же время без оформления опеки (попечительства) в семьях родственников воспитывается 422 несовершеннолетних. В отсутствие должного контроля со стороны родителей (законных представителей), указанными несовершеннолетними совершаются как правонарушения, так и преступления[2]. Основная доля детей, проживающих без опеки (попечительства) приходится на следующие районы:

Ардатовский из 31 не оформлены – 24,

Атяшевский из 26 не оформлены – 16,

Большеберезниковский из 30 не оформлены – 17,

Ельниковский из 18 не оформлены – 10,

Ковылкинский из 154 не оформлены – 88,

Кочкуровский из 38 не оформлены – 24,

Краснослободский из 51 не оформлены – 28,

Лямбирский из 19 не оформлены – 11,

Чамзинский из 23 не оформлены – 21,

Октябрьский из 76 не оформлены – 54,

Пролетарский из 42 не оформлены – 36.

К сожалению данная форма опеки является добровольной, т.е. по заявлению родителей, законодательством не предусмотрены меры воздействия.  В данном случае органам опеки и попечительства необходимо систематически проводить разъяснительные беседы с родителями и родственниками под роспись, указав на возможные последствия не оформления опеки (попечительства).

Учитывая обозначенные проблемы в деятельности органов системы профилактики необходимо:

- принять действенные меры по сокращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

- повысить эффективность координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних;

- активизировать взаимодействие органов системы профилактики по профилактике употребления алкоголя, наркотиков, психотропных и токсических веществ, курительных смесей;

Уважаемые коллеги! Мы с Вами должны понимать, что только совместными усилиями, работая во взаимодействии, оперативно обмениваясь информацией, согласовывая свои действия, основываясь на принципах законности, демократизма, гуманности можем добиться положительных результатов в защите прав и интересов несовершеннолетних.

 



[1] в течение 1 месяца после возбуждения уголовного дела, в комиссии было направлено 58 информаций, 25 информаций в течение 3 месяцев, 24 информации свыше 3 месяцев,  по 55 преступлениям информации не поступили в районные комиссии


[2] основной проблемой в оформлении опеки (попечительства) на добровольной основе являются: требования, предъявляемые к кандидатам в опекуны (попечители), сбор большого объема документов.