Уважаемые коллеги, участники совещания!
Сегодня мы подводим итоги ушедшего года, обозначаем планы, определяем первостепенные цели и задачи на ближайшее время.
Каждый из присутствующих вносит значительный вклад в развитие нашей отрасли. Хочу поблагодарить всех вас за совместную работу по реализации государственной социальной политики.
Нашей системой всегда предпринимались необходимые меры по обеспечению государственной поддержки граждан, выполнению социальных гарантий, реализации поручений руководства Российской Федерации и Республики Мордовия. Мы приложили много усилий для того, чтобы реализовать намеченные планы по выполнению социальных обязательств государства.
В 2019 году льготным категориям граждан – а это более половины населения республики (463066 граждан или 58,5 % от населения республики) - в полном объеме предоставлялась 101 мера социальной поддержки.
Расходы консолидированного бюджета Республики Мордовия на реализацию полномочий министерства и подведомственных госучреждений составили более 6,2 млрд.рублей. Только на предоставление мер социальной поддержки направлено свыше 4,0 млрд. рублей, расходы на одного получателя в год сложились в сумме около 9 тыс. рублей, что на 1,2 тыс. рублей больше уровня 2018 года.
Основной вектор нашего развития определен соответствующими национальными проектами и Посланиями Главы государства и Главы Республики Мордовия на 2020 год. С началом национальных проектов мы получаем новые возможности для роста. Нам предстоит сконцентрироваться на том, чтобы они заработали в полную силу и начали приносить отдачу.
Главная цель – улучшать условия жизни наших граждан. Чтобы каждый житель региона вне зависимости от возраста мог полностью реализовать себя и быть востребованным.
Президент России Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию обозначил четкие пути и направления развития России как в 2020, так и в последующие годы. Блоку демографии отведена особая роль, так как «судьба России, ее историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет… через год, через пять, десять лет…»
Улучшение демографической ситуации является приоритетом государственной политики. Мы должны стремиться корректировать меры, концентрировать финансовые ресурсы, решая эту задачу. Это очень важно, потому что стимулированию рождений содействуют финансовая стабильность и жилье.
Утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации национального проекта «Демография» в Республике Мордовия до 2024 года, который включает мероприятия, направленные на создание новых рабочих мест, повышение заработной платы; укрепление института семьи, снижение разводов, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений; повышение миграционной привлекательности республики.
В рамках исполнения Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» в республике утверждены пять региональных проектов, три из которых закреплены за министерством: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» и «Старшее поколение».
Первый проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» включает в себя меры социальной поддержки, направленные на обеспечение экономической самостоятельности семей; развитие системы их государственной поддержки при рождении, а в дальнейшем и воспитании детей; обеспечение доступности применения вспомогательных репродуктивных технологий при различных формах бесплодия для повышения рождаемости; создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Этот проект - один из самых финансово объемных в нацпроекте «Демография». В 2019 году на реализацию регионального проекта направлены и использованы в полном объеме почти 700 млн. рублей, в том числе около 490 млн. рублей – средства федерального бюджета, более 208 млн. рублей – средства республиканского бюджета.
В Мордовии - в одном из немногих субъектов Российской Федерации -сохранены все меры социальной поддержки гражданам, имеющим детей, и их размер не снижен.
Обширный «демографический» пакет, принятый в республике для поддержки семей с детьми, увеличивает ресурсы для повышения рождаемости первых, вторых, третьих и последующих детей. Он включает в себя ряд мер социальной поддержки, в том числе ежемесячную денежную выплату на первого ребенка; ежемесячную денежную выплату на третьего и последующих детей; республиканский материнский (семейный) капитал и другие меры.
Целевым показателем регионального проекта является «Суммарный коэффициент рождаемости», который показывает число рождений, приходящихся на одну женщину. К сожалению, по предварительной оценке Росстата, в 2019 году по Мордовии, как и России он не достиг значения, установленного проектом (1,279).
Более 2,6 тысяч человек получали ежемесячную выплату в связи с рождением или усыновлением первого ребенка, средства федерального бюджета на выплату составили более 211 млн. рублей. С начала текущего года изменен подход к определению нуждаемости семьи для назначения этой выплаты (увеличен с 1,5 до 2-кратной величины прожиточного минимума в РМ для трудоспособного населения), что позволит предоставить её практически всем семьям, в которых родятся первые дети. Согласно прогнозу в 2020 году получателями выплаты станут более 3,5 тысяч человек, а ожидаемые расходы составят 400,0 млн. рублей.
Ежемесячную денежную выплату на третьего и последующих детей в 2019 году получали более 3 тысяч человек, сумма расходов превысила 348 млн. рублей, причем 80% из них федеральные средства. Прогнозное количество получателей ЕДВ в 2020 году – свыше 3,2 тысяч человек, соответственно, вырастут и расходы на её предоставление.
Всего в прошедшем году более 5,5 тысяч семей с детьми получали ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением первого ребенка, а также на третьего или последующих детей.
Одной из мер, способствующих преодолению бедности и выходу семей с детьми на новый уровень доходности, должна стать ежемесячная денежная выплата малоимущим семьям с детьми в возрасте от 3 до 7 лет (размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1-кратную величину прожиточного минимума, установленную в субъекте на душу населения), предложенная Президентом России в Послании Федеральному Собранию.
На федеральном уровне в настоящее время готовятся соответствующие изменения в законодательство (проект Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах поддержки семей с детьми, имеющих низкие доходы») и определяются требуемые финансовые средства, поскольку выплата будет осуществляться на условиях 80 %-го софинансирования из федерального бюджета.
В 2020 году размер выплаты составит половину величины регионального прожиточного минимума для детей, со следующего года - в размере одного прожиточного минимума.
Ожидаемая численность получателей выплаты в текущем году составит 5600 человек, требуемые финансовые средства – более 317 млн.рублей, в 2021 году – 5700 человек, потребность в денежных средствах – более 670 млн. рублей.
После утверждения Указа Президента мы подготовим проекты республиканских нормативных правовых актов в части установления и порядка предоставления данной выплаты.
Её назначение будет осуществляться в автоматизированном режиме в программном комплексе «АИС «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия», что потребует его донастройки.
Стоит отметить, что организация назначения выплаты впервые будет реализована полностью в электронном виде. Гражданам достаточно будет лишь подать заявление установленного образца одним из следующих способов:
– в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (без личного посещения учреждений социальной защиты и МФЦ);
– непосредственно в учреждение социальной защиты населения;
– в многофункциональный центр (МФЦ).
Все необходимые для назначения документы будут запрашиваться учреждениями соцзащиты в рамках межведомственного электронного взаимодействии (СМЭВ).
Для этого потребуется осуществить доработку нашего программного комплекса в части:
– подключения к видам сведений через СМЭВ;
– интеграции с порталом госуслуг и информационной системой МФЦ для получения заявлений в электронном виде.
Поручаю начальнику отдела информационных технологий и автоматизации во взаимодействии с Мининформсвязи Республики Мордовия в течение полутора месяцев после подписания Указа Президента Российской Федерации выполнить комплекс необходимых технических мероприятий для обеспечения назначения выплаты нуждающимся семьям.
Почти 600 семей, в которых воспитываются третьи и последующие дети, в прошлом году распорядились средствами республиканского материнского (семейного) капитала.
Всего за период реализации закона выданы более 7,5 тыс. сертификатов. Сертификаты получили более 91% женщин, в семьях которых после 1 января 2012 года появились третьи и последующие дети. С заявлениями о распоряжении средствами маткапитала обратились почти 2,5 тысяч человек, причем большинство подали заявки на улучшение жилищных условий - 95,6%. Общая сумма выплат составила свыше 365 млн. рублей из средств республиканского бюджета.
Перед учреждениями по социальной защите по-прежнему остается актуальной задача качественного и своевременного формирования личных дел граждан, имеющих право на получение сертификата на республиканский материнский капитал, а также тех граждан, которые приняли решение об использовании данных средств на выбранные ими цели в соответствии с действующим законодательством. Отраслевым отделам Министерства обеспечить своевременное перечисление средств республиканского материнского (семейного) капитала гражданам.
Здесь я хочу обратить ваше внимание на следующее. Реализация регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» для нашей республики очень важна. Меры поддержки семей, входящие в него, финансируются из средств федерального бюджета. Сегодня необходимо усилить проведение информационной кампании на местах, а также продолжить тесное взаимодействие с органами ЗАГС и родовспомогательными учреждениями по выявлению и информированию семей при рождении детей о предоставляемых мерах соцподдержки. Мы должны в выплатах поддерживать стопроцентный охват семей.
В рамках региональных проектов большая работа ведется с муниципальными образованиями: органами госвласти республики с ними заключены межведомственные Соглашения по достижению целевых показателей, установленных республике нацпроектом «Демография», где каждому району предусмотрены свои показатели. Ход реализации соглашений находится на постоянном контроле, осуществляется мониторинг рождаемости на уровне каждого района.
Во взаимодействии с муниципальными районами сформирован реестр женщин фертильного возраста, имеющих и не имеющих детей, в разрезе населенных пунктов. На основании его данных муниципальными образованиями определены возрастные группы женщин для проведения дополнительной разъяснительной и информационно-пропагандистской работы, информированию о мерах социальной поддержки семей с детьми, возможностях и условиях участия в программах по улучшению жилищных условий, трудоустройства и др.
На улучшение демографической ситуации путем реализации права граждан на жилище направлены меры господдержки за счет средств федерального и республиканского бюджетов заемщикам ипотечных жилищных кредитов, имеющим детей.
За счет средств федерального бюджета 140 семей получили ипотечные жилищные кредиты на льготных условиях в рамках программы «Семейная ипотека с государственной поддержкой» под процентную ставку от 4 до 6 процентов годовых на общую сумму более 200 млн. рублей; 119 семей - выплаты до 450 тыс. рублей на погашение ипотечного кредита (ипотечного займа) при рождении у заемщика третьего ребенка или последующих детей.
Существенную помощь заемщикам в погашении ипотечных кредитов оказывается и за счет средств республиканского бюджета.
Соцвыплаты на возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам в рамках республиканской льготной ипотеки под 5 процентов получили около 5 тысяч граждан (в 3,2 раза больше количества получателей в 2016 году), а общая сумма расходов 2019 года составила свыше 280 млн. рублей (в 6,8 раз выше расходов 2016 года).
Соцвыплаты на частичное или полное погашение ипотечного кредита в случае рождения ребенка, а также на имеющихся детей, в 2019 году предоставлены 143 получателям на сумму 57,3 млн. рублей, в том числе полностью погасили кредит 18 получателям на сумму 36,1 млн. рублей.
Кроме того, на уплату первоначального взноса или погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным кредитам могут направляться средства республиканского материнского капитала (125270,0 рублей); при рождении третьего ребенка семья получает соцвыплату на погашение долга по кредиту в размере 30% (в среднем – более 400 тыс. рублей). С учетом средств федерального материнского капитала (после рождения 2-го ребенка) семья заемщика ипотечных кредитов после рождения третьего ребенка вправе воспользоваться мерами поддержки в целом на сумму более 1,6 млн. рублей.
Вместе с тем, Глава республики в Послании Госсобранию отметил снижение числа выданных ипотечных кредитов и поставил задачу активизации информационной работы с населением по вопросам государственной поддержки граждан-заемщиков.
Поручаю начальнику предметного отдела во взаимодействии с заинтересованными органами власти и с привлечением директоров учреждений продолжить проведение этой работы, подготовив соответствующий план информационного сопровождения на текущий год.
Озвучивая Послание Государственному Собранию, Глава Мордовии Владимир Дмитриевич Волков уделил особое внимание вопросам демографии и предложил ввести ряд дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми.
Так, со следующего года будет проиндексирован размер республиканского материнского капитала и в 2 раза увеличена ежегодная выплата семьям на подготовку детей в школу (сегодня размер выплаты составляет 1500 рублей на ребенка).
Кроме того, вводится единовременная денежная выплата в размере 100 тысяч рублей женщинам, родившим до 25 лет своего первенца, которая будет направляться на первоначальный взнос по ипотеке. Выплату планируется предоставлять семьям со среднедушевым доходом ниже двух региональных прожиточных минимумов.
Нам поручено запустить в республике проект «Социальная няня», предполагающий помощь волонтеров многодетным семьям в решении бытовых проблем («например, забрать ребенка из школы или детского сада, отвести в секцию, помочь с покупками»).
Необходимо в установленные сроки подготовить требуемые изменения в правовую базу республики, а для воплощения в жизнь предложенных Главой новелл предстоит изучить опыт других регионов в этих вопросах и разработать необходимый пакет нормативных документов.
Требование сегодняшнего времени - создание женщинам с семейной нагрузкой условий, позволяющих в наибольшей степени соблюсти баланс между работой и воспитанием ребенка.
В ходе реализации проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», с учетом общего объема финансовых средств, ежегодно не менее 500 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, будут иметь возможность пройти профессиональное обучение. Это поможет им вернуться к трудовой деятельности на прежнее рабочее место, актуализировав профессиональные знания и навыки. Актуализация знаний, а также возможность получения или смены специальности особенно востребованы для женщин, имеющих достаточно длительный перерыв в трудовой деятельности.
Объем финансирования мероприятия в 2020 году составит 10,7 млн. руб.
Для эффективной работы по данному направлению руководителям центров занятости на плановой основе требуется организовывать проведение социологических опросов данной категории женщин в целях определения их потребности в переобучении. Необходимо точечное взаимодействие с каждой женщиной.
Отраслевой отдел должен обеспечить оказание методической и организационной помощи центрам занятости и работодателям по профессиональному обучению женщин, а также принять меры не только по достижению запланированных показателей, но и обеспечить эффективный контроль за использованием выделяемых финансовых средств.
Стабильность и долгосрочность принимаемых на уровне республики мер демографической политики напрямую влияет на ее результативность
и увеличивает доверие населения к органам власти.
Задача укрепления семейных ценностей – одна из основных задач на сегодняшний день. «Очень важно, чтобы ребята восприняли подлинные ценности многодетной семьи, что семья – это любовь, счастье, радость материнства и отцовства…» - отмечено в Послании Президента.
Нами проводится системная работа по пропаганде семейных ценностей, положительные примеры ответственного родительства транслируются на республиканском и федеральном уровнях, проводятся День семьи, День матери, День защиты детей, День семьи, любви и верности и др.
Ежегодно за большой вклад в возрождение и развитие лучших семейных традиций многодетные матери с пятью и более детьми награждаются Почетным дипломом многодетной матери Республики Мордовия, а многодетные семьи, воспитавшие четверых и более детей, - Почетным дипломом «За заслуги в воспитании детей». В 2019 году почетных наград удостоены 22 многодетные матери и 20 многодетных семей.
Семьи республики активно участвуют в проводимых конкурсах различных уровней. В прошлом году в число победителей Всероссийского конкурса «Семья года» в номинации «Семья – хранитель традиций» вошла семья Белицких из Рузаевского муниципального района республики. Супруги принимали участие в торжественном мероприятии, проводимом в г. Москве. Их семейная история включена в Почетную книгу «Семья года. Россия. 2019».
В 2019 году Мордовия во второй раз стала хозяйкой окружного Фестиваля-конкурса «Успешная семья Приволжья», в котором приняли участие 14 семей из всех регионов Приволжского федерального округа. Многодетная семья Галочкиных из Саранска одержала победу в номинации «Доброе сердце» и получила приз зрительских симпатий.
В конце прошлого года стало известно, что Указом Президента Российской Федерации (от 27 декабря 2019 г. № 622) за заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей многодетная семья Стенюшкиных из Краснослободского муниципального района награждена орденом «Родительская слава». Это вторая семья из Мордовии, удостоенная высокой награды.
Директорам учреждений по соцзащите населения во взаимодействии с районными средствами массовой информации необходимо шире развивать информационную работу, направленную на повышение ценности семьи, создание условий, способствующих ее развитию. Эту работу также необходимо проводить и в проактивном режиме на сайтах учреждений, в социальных сетях.
В 2019 году продолжена реализация модельной программы социального сопровождения, ориентированной на предоставление семьям с несовершеннолетними детьми медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
В течение прошлого года на социальное сопровождение приняты 280 семей, в том числе 120 семей, находящихся в социально опасном положении. Услугами по социальному сопровождению были охвачены около 1300 человек.
Уровень организации работы в данном направлении хочется отметить в Ковылкинском, Кочкуровском, Краснослободском, Ромодановском, Рузаевском районах и в Пролетарском филиале Саранского Комплексного центра.
Вместе с тем, работу по заключению договоров на социальное сопровождение необходимо активизировать учреждениям по соцзащите Инсарского, Теньгушевского и Торбеевского районов.
Работа по содействию семьям с детьми в решении существующих проблем и предотвращению семейного неблагополучия будет продолжена в полном объеме в 2020 году.
Хочется несколько слов сказать о взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Благодаря сотрудничеству с Фондом, в 2018-19 годах на реализацию Комплекса мер по формированию инфраструктуры служб ранней помощи в республику поступили 8,5 млн. рублей. За счет средств Фонда в структуре Комплексного центра соцобслуживания в Саранске создано отделение ранней помощи, сотрудники которого прошли специальное обучение. Приобретено реабилитационное и игровое оборудование, компьютерная техника, специализированный программный комплекс.
Также в ходе реализации Комплекса мер дооборудованы отделение восстановительного лечения Детской поликлиники № 2 и отделение реабилитации (абилитации) Большеберезниковского дома ребенка для проведения комплексной диагностики ребенка в раннем возрасте.
В 2019 году службы ранней помощи созданы во всех учреждениях по соцзащите. По сравнению с 2018 годом количество служб увеличилось почти в 5 раз (с 11 до 53). Охват составил 743 человека.
В 2020 году мы приступаем к реализации нового комплекса мер, поддержанного Фондом - комплекса мер по развитию системы обеспечения безопасного детства. Республика вошла в число 8 субъектов, получивших грантовую поддержку Фонда в сумме 10,5 млн. рублей. В период с 2020 по 2021 годы будут реализованы мероприятия, обеспечивающие эффективную социально-психологическую реабилитацию детей и их близких родственников, а также мероприятия, позволяющие снизить агрессивность и конфликтность в подростковой среде.
На основе межведомственного взаимодействия предполагается разработка и внедрение специальных программ работы с детьми; развитие системы социальных служб по работе с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, а также с их семьями; создание специализированных комнат для проведения реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними и их родителями. На базе Республиканского социального приюта «Надежда» запланировано создание кризисного отделения для временного пребывания детей и женщин с детьми, пострадавших от насилия в семье или оказавшихся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения.
Все это позволит внедрить новые технологии и формы работы с детьми, нуждающимися в социальной поддержке, а также укрепить материально-техническую базу социальных учреждений.
Напоминаю, что Фондом ежегодно объявляются конкурсные отборы инновационных социальных проектов, направленных на решение задач по улучшению положения детей и семей с детьми, профилактику семейного неблагополучия, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.
Эту работу важно и нужно развивать! В 2020 году учреждения должны выходить на конкурсы со своими проектами, получать финансовые средства на их оснащение с тем, чтобы развиваться и идти вперед.
Необходимо продолжить работу по увеличению числа участников конкурсов, а профильному отделу под руководством курирующего заместителя Министра организовать методическую работу в данном направлении.
Одной из составляющих демографического развития является уровень доходов граждан.
По данным статистики в 2018 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Мордовии составляет 17,8%, в России – 12,6%.
Снижение в 2 раза уровня бедности является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, обозначенных в майском 2018 года Указе Президента России.
Расчет показателя «Уровень бедности» производится на основании величины среднедушевого денежного дохода, величины прожиточного минимума и общей численности постоянного населения (согласно методике Росстата).
Динамика изменения среднедушевых денежных доходов в период с 2014 по 2018 год положительная: отмечен рост с 15783 руб. в 2014 году до 18651 руб. в 2018 году.
Вместе с тем, среднедушевые денежные доходы населения Мордовии в 2018 году были ниже, чем в ПФО и России (ПФО - 26 688 руб., и РФ - 33 178 руб.).
В 2019 году Мордовия включена в число «пилотных» регионов по реализации мероприятий, направленных на повышение реальных доходов граждан и снижению уровня бедности. Сегодня стоит задача к 2024 году снизить долю бедного населения до 9,3%.
В ходе реализации мероприятий, определенных для «пилотных» регионов приказом Минтруда России, в 2019 году нами проведена большая работа по оценке реального уровня и структуры бедности в Республике Мордовия. Подготовлен реестр бедного населения.
Официальная статистика свидетельствует о том, что в составе денежных доходов населения преобладают доходы от оплаты труда: в Мордовии - 56,2% (в РФ – 57,4%), поэтому для роста доходов и благосостояния граждан необходимо увеличение уровня заработной платы, создание рабочих мест и улучшение инвестиционного климата в целом.
Вопросу повышения уровня заработной платы органами власти республики уделяется самое пристальное внимание.
Утверждены и реализуются План мероприятий («дорожная карта») по повышению доходов населения и снижению уровня бедности в Республике Мордовия на 2019 – 2024 годы; План мероприятий («дорожная карта») по повышению производительности труда и заработной платы в Республике Мордовия на 2019-2024 годы.
За 2019 год среднемесячная заработная плата в республике составила 28 547,9 рублей, что на 5,5 % больше показателя предыдущего года.
Реальная заработная плата за январь – декабрь 2019 года составила 101,9%.
Несмотря на ряд положительных результатов, общий уровень зарплаты в республике, по сравнению с другими регионами, остается низким.
В Мордовии достигнут и сохранен обозначенный в «майских» указах Президента России 2012 года уровень средней зарплаты отдельных категорий работников. В 2020 году эта работа будет продолжена в рамках распоряжения Правительства Республики Мордовия от 5 февраля 2020 года № 43-Р.
Задача сохранения уровня соотношения заработной платы отдельных категорий работников со среднемесячным доходом от трудовой деятельности в Республике Мордовия будет одной из приоритетных на период до 2024 года.
Отделу трудовых отношений необходимо обеспечить подготовку ежемесячной сводной информации о средней заработной плате отдельных категорий работников, по которым предусмотрено повышение заработной платы в соответствии с Указами Президента России 2012 года, и представление данной информации в Правительство республики.
Для снижения уровня бедности необходимо сохранять адресный подход к оказанию социальной поддержки. Одним из эффективных инструментов преодоления бедности, стимулирующим граждан к активным действиям по улучшению своего материального положения, является оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта. Зная каждую конкретную семью, условия, возможные перспективы, этим социальным инструментом можем серьезно влиять на повышение доходности.
В рамках пилотного проекта была проведена предметная оценка баз данных получателей поддержки. Во взаимодействии с администрациями районов наши специалисты провели опросы жителей с целью выявления основных факторов и причин бедности граждан (уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки), проанализировали информацию республиканской базы данных получателей мер соцподдержки. В результате сформирован реестр бедного населения республики (74 695 человек; 21752 семьи), который ежеквартально актуализируется в разрезе целевых групп.
Подготовлена вся необходимая нормативная правовая база, в том числе порядки оказания государственной помощи гражданам, заключившим социальный контракт. Соглашения по достижению целевых показателей, установленных нашей республике в рамках реализации нацпроекта «Демография», заключенные с администрациями муниципальных районов и г.о. Саранск, дополнены положениями в части расширения практики применения соцконтракта в рамках оказания государственной социальной помощи.
В 2020 году на данное направление направлено почти 400 млн. рублей федерального и республиканского бюджетов.
Государственная социальная помощь будет оказываться семьям или одиноко проживающим гражданам со среднедушевым доходом ниже республиканской величины прожиточного минимума, заключившим соцконтракт с органами соцзащиты населения.
Помощь оказывается в форме ежемесячных или единовременных выплат по четырем направлениям:
1) оказание помощи по поиску работы в рамках социального контракта;
2) оказание помощи по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
3) оказание помощи по осуществлению предпринимательской деятельности;
4) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
По прогнозным данным, социальный контракт смогут заключить более 6000 человек, не менее половины из которых должны преодолеть трудную жизненную ситуацию путем увеличения собственных доходов.
В настоящее время заключены 782 социальных контрактов на общую сумму 65,2 млн. руб., что составляет 16,4% от общего объема финансирования, том числе:
· на оказание помощи по поиску работы – 542 человека.
· на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности заключили социальный контракт – 107 человек.
· на прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования заключили социальный контракт – 116 человека.
· на реализацию иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации заключили социальный контракт – 17 человек.
Перед руководителями госучреждений и предметными отделами министерства под общим руководством первого заместителя Министра стоит конкретная задача: выполнение показателей результативности, доведенных до районов - 50 % получателей государственной соцпомощи на основании социального контракта к концу срока его действия должны преодолеть порог бедности, т.е. выйти из трудной жизненной ситуации. Президент России в Послании Федеральному Собранию особо подчеркнул, что «показателем результативности работы будет не количество заключённых социальных контрактов, а реальное снижение бедности». Причем мы должны вывести семью из бедности не только по окончании действия социального контракта, но и в течение трех лет после его завершения осуществлять мониторинг условий их жизни.
Глава республики, Владимир Дмитриевич Волков, в своем Послании Госсобранию на 2020 год отметил недостаточную информированность населения о направлениях реализации в Мордовии технологии социального контракта. Всем нам, и директорскому корпусу, и министерству необходимо максимально использовать все возможные каналы для проведения активной разъяснительной работы с жителями.
Предоставление гражданам мер социальной поддержки в денежной форме также является одним из источников обеспечения денежных доходов населения.
Ранее мы уже отмечали, что в 2019 году в республике отдельным категориям граждан предоставлялась 101 мера социальной поддержки:
35 мер, установленных федеральным законодательством;
66 мер, установленных региональным законодательством.
В общем объеме расходов на меры социальной поддержки более трети (36,5 %) занимают средства на предоставление поддержки семьям с детьми - почти полтора млрд. рублей; затраты на меры соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - еще один значимый блок: почти 1,4 млрд.рублей.
Хочется отметить, что адресное предоставление социальной помощи становится основным методом защиты наиболее уязвимых категорий населения - многодетных и неполных семей, одиноких пенсионеров и инвалидов. Принцип адресности позволяет направлять помощь тем, кто в ней реально нуждается. Чтобы быть эффективной, эта система должна быть достаточно гибкой и продуманной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией.
С 1 января 2019 года критерии нуждаемости применяются для лиц, впервые обратившихся за назначением мер соцподдержки.
В результате изменений законодательства 2019 года экономия средств республиканского бюджета составила свыше 20,0 млн.рублей.
Внедрение принципа адресности продолжится и в текущем году. С 1 января 2020 года вступили в силу следующие изменения:
- критерий нуждаемости «15 000 рублей» заменен на 2-кратную величину прожиточного минимума, установленную для соответствующих социально-демографических групп населения в республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением меры;
- введен критерий нуждаемости в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия за второй квартал года, предшествующего году обращения, при новом назначении ЕДВ для оплаты жилого помещения, отопления и электрической энергии лицам, проживающим и работающим в сельской местности, и ЕДВ на приобретение специальных молочных продуктов для детей до трех лет (в размере 282 рубля);
- отменена компенсация за самостоятельно приобретенные протезно-ортопедические изделия малоимущим гражданам без инвалидности и ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда;
- отменен бесплатный проезд иностранных студентов и аспирантов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования или государственных научных организаций Республики Мордовия.
Кроме того, Указом Главы Республики Мордовия от 17 января 2020 г. № 11-УГ «О внесении изменений в некоторые Указы Главы Республики Мордовия» отменены некоторые меры социальной поддержки:
- единовременное денежное пособие в преддверии празднования Святой Пасхи многодетным семьям, воспитывающим четырех и более несовершеннолетних детей, одиноким матерям, воспитывающим двух и более несовершеннолетних детей, из расчета 800 рублей на ребенка.
- бесплатный проезд на междугородном автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пределах Республики Мордовия отдельным категориям населения, проживающего в Республике Мордовия в исключительных случаях (похороны, нахождение на стационарном лечении, свадьба близких родственников) без ограничения количества поездок в течение года.
С учетом данных изменений прогнозная экономия средств республиканского бюджета Республики Мордовия в 2020 году составит 20,8 млн. рублей, а из 66 региональных мер соцподдержки 17 мер или 25,8% предоставляются с учетом применения критериев нуждаемости.
В 2020 году, в целях дальнейшей реализации Федерального закона № 388-ФЗ, будет продолжена работа по совершенствованию законодательства Республики Мордовия в части поэтапного внедрения критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки на основе методических рекомендаций Ми